Приказ
Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об
утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам
дошкольного образования" (Зарегистрировано
в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)
|
Документ
предоставлен КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата
сохранения: 10.10.2013
|
- Зарегистрировано
в Минюсте России 26 сентября 2013 г. N
30038
-
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30
августа 2013 г. N
1014
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ -
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- В
соответствии с частью
11 статьи 13 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326) приказываю:
-
1. Утвердить
прилагаемый Порядок организации
и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам
дошкольного образования.
-
2. Признать
утратившим силу приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 27 октября 2011 г. N
2562 "Об утверждении Типового положения
о дошкольном образовательном учреждении"
(зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 18 января 2012 г.,
регистрационный N
22946).
-
Первый
заместитель Министра
Н.В.ТРЕТЬЯК
-
- Приложен
Утвержден
приказом
Министерства образования
и
науки Российской Федерации
от
30 августа 2013 г. N
1014
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ -
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I.
Общие положения
-
1. Порядок организации
и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам
дошкольного образования (далее - Порядок)
регулирует организацию и осуществление
образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного
образования, в том числе особенности
организации образовательной деятельности
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
-
2. Настоящий Порядок
является обязательным для организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность и реализующих основные
общеобразовательные программы -
образовательные программы дошкольного
образования, включая индивидуальных
предпринимателей (далее - образовательная
организация).
-
II.
Организация и осуществление
образовательной
деятельности
-
3. Дошкольное образование
может быть получено в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность, а также вне организаций
- в форме семейного образования.
-
4. Формы
получения дошкольного образования и
формы обучения по конкретной основной
общеобразовательной программе -
образовательной программе дошкольного
образования (далее - образовательная
программа дошкольного образования)
определяются федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного
образования, если иное не установлено
Федеральным законом от
29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" <1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
5 статьи 17 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
Допускается сочетание
различных форм получения образования
и форм обучения <1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
4 статьи 17 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
5. Образовательная
организация может использовать сетевую
форму реализации образовательной
программы дошкольного образования,
обеспечивающую возможность ее освоения
воспитанниками с использованием
ресурсов нескольких организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность, а также при необходимости
с использованием ресурсов иных
организаций. Использование сетевой
формы реализации образовательных
программ дошкольного образования
осуществляется на основании договора
между указанными организациями <1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
1 статьи 15 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
6. Образовательная
организация обеспечивает получение
дошкольного образования, присмотр и
уход за воспитанниками в возрасте от
двух месяцев до прекращения образовательных
отношений.
-
7. Сроки получения
дошкольного образования устанавливаются
федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного
образования.
-
8. Содержание дошкольного
образования определяется образовательной
программой дошкольного образования.
-
9. Требования к
структуре, объему, условиям реализации
и результатам освоения образовательной
программы дошкольного образования
определяются федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного
образования.
-
10. Образовательные
программы дошкольного образования
самостоятельно разрабатываются и
утверждаются образовательными
организациями.
-
Образовательные
программы дошкольного образования
разрабатываются и утверждаются
образовательной организацией в
соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного
образования и с учетом соответствующих
примерных образовательных программ
дошкольного образования <1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
6 статьи 12 Федерального
закона от 29 декабря 2013 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598, N
19, ст. 2326).
-
11. В образовательных
организациях образовательная деятельность
осуществляется на государственном
языке Российской Федерации.
-
В государственных и
муниципальных образовательных
организациях, расположенных на территории
республики Российской Федерации, может
вводиться преподавание и изучение
государственных языков республик
Российской Федерации в соответствии
с законодательством республик Российской
Федерации. Преподавание и изучение
государственных языков республик
Российской Федерации не должны
осуществляться в ущерб преподаванию
государственного языка Российской
Федерации <1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
3 статьи 14 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
12. Освоение образовательных
программ дошкольного образования не
сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации
обучающихся <1>.
-
--------------------------------
<1> Часть
2 статьи 64 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
13. Образовательная
деятельность по образовательным
программам дошкольного образования в
образовательной организации осуществляется
в группах.
-
Группы могут иметь
общеразвивающую, компенсирующую,
оздоровительную или комбинированную
направленность.
-
В группах общеразвивающей
направленности осуществляется реализация
образовательной программы дошкольного
образования.
-
В группах компенсирующей
направленности осуществляется реализация
адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающей коррекцию
нарушений развития и социальную
адаптацию воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
-
Группы
оздоровительной направленности
создаются для детей с туберкулезной
интоксикацией, часто болеющих детей и
других категорий детей, нуждающихся в
длительном лечении и проведении для
них необходимого комплекса специальных
лечебно-оздоровительных мероприятий.
В группах оздоровительной направленности
осуществляется реализация образовательной
программы дошкольного образования, а
также комплекс санитарно-гигиенических,
лечебно-оздоровительных и профилактических
мероприятий и процедур.
-
В группах комбинированной
направленности осуществляется совместное
образование здоровых детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья
в соответствии с образовательной
программой дошкольного образования,
адаптированной для детей с ограниченными
возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
-
В образовательной
организации могут быть организованы
также:
-
группы детей раннего
возраста без реализации образовательной
программы дошкольного образования,
обеспечивающие развитие, присмотр,
уход и оздоровление воспитанников в
возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
-
группы по присмотру
и уходу без реализации образовательной
программы дошкольного образования для
воспитанников в возрасте от 2 месяцев
до 7 лет. В группах по присмотру и уходу
обеспечивается комплекс мер по
организации питания и хозяйственно-бытового
обслуживания детей, обеспечению
соблюдения ими личной гигиены и режима
дня;
-
семейные дошкольные
группы с целью удовлетворения потребности
населения в услугах дошкольного
образования в семьях. Семейные дошкольные
группы могут иметь общеразвивающую
направленность или осуществлять
присмотр и уход за детьми без реализации
образовательной программы дошкольного
образования.
-
В группы могут
включаться как воспитанники одного
возраста, так и воспитанники разных
возрастов (разновозрастные группы).
-
14. Режим работы
образовательной организации по
пятидневной или шестидневной рабочей
неделе определяется образовательной
организацией самостоятельно в
соответствии с ее уставом. Группы могут
функционировать в режиме: полного дня
(12-часового пребывания); сокращенного
дня (8 - 10,5-часового пребывания); продленного
дня (13 - 14-часового пребывания);
кратковременного пребывания (от 3 до 5
часов в день) и круглосуточного
пребывания. По запросам родителей
(законных представителей) возможна
организация работы групп также в
выходные и праздничные дни.
-
15. Родители (законные
представители) несовершеннолетнего
воспитанника, обеспечивающие получение
воспитанником дошкольного образования
в форме семейного образования, имеют
право на получение методической,
психолого-педагогической, диагностической
и консультативной помощи без взимания
платы, в том числе в дошкольных
образовательных организациях и
общеобразовательных организациях,
если в них созданы соответствующие
консультационные центры. Обеспечение
предоставления таких видов помощи
осуществляется органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
<1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
3 статьи 64 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
III.
Особенности организации образовательной
деятельности
для лиц с ограниченными
возможностями здоровья
-
16. Содержание дошкольного
образования и условия организации
обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной
программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида <1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
1 статьи 79 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
17. В образовательных
организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по
адаптированным образовательным
программам дошкольного образования,
должны быть созданы специальные условия
для получения дошкольного образования
детьми с ограниченными возможностями
здоровья <1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
10 статьи 79 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
18. Под специальными
условиями для получения дошкольного
образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья понимаются
условия обучения, воспитания и развития
таких детей, включающие в себя
использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий
и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного
и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего детям
необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания образовательных
организаций и другие условия, без
которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ
дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья
<1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
3 статьи 79 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
19. В целях доступности
получения дошкольного образования
детьми с ограниченными возможностями
здоровья организацией обеспечивается:
-
1) для детей с
ограниченными возможностями здоровья
по зрению:
-
присутствие ассистента,
оказывающего ребенку необходимую
помощь;
-
обеспечение выпуска
альтернативных форматов печатных
материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;
-
2) для детей с
ограниченными возможностями здоровья
по слуху:
-
обеспечение надлежащими
звуковыми средствами воспроизведения
информации;
-
3) для детей, имеющих
нарушения опорно-двигательного аппарата,
материально-технические условия должны
обеспечивать возможность беспрепятственного
доступа детей в учебные помещения,
столовые, туалетные и другие помещения
организации, а также их пребывания в
указанных помещениях (наличие пандусов,
поручней, расширенных дверных проемов,
лифтов, локальное понижение стоек-барьеров
до высоты не более 0,8 м; наличие специальных
кресел и других приспособлений).
-
20. Дошкольное образование
детей с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано как
совместно с другими детьми, так и в
отдельных группах или в отдельных
образовательных организациях <1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
4 статьи 79 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
Численность обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
в учебной группе устанавливается до
15 человек.
-
21. При получении
дошкольного образования воспитанникам
с ограниченными возможностями здоровья
предоставляются бесплатно специальные
учебники и учебные пособия, иная учебная
литература, а также услуги сурдопереводчиков
и тифлосурдопереводчиков <1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
11 статьи 79 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
22. Для воспитанников,
нуждающихся в длительном лечении,
детей-инвалидов, которые по состоянию
здоровья не могут посещать образовательные
организации, на основании заключения
медицинской организации и письменного
обращения родителей (законных
представителей) обучение по образовательным
программам дошкольного образования
организуется на дому или в медицинских
организациях <1>.
-
--------------------------------
-
<1> Часть
5 статьи 41 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
-
Порядок
регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей
(законных представителей) воспитанников,
нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации
обучения по образовательным программам
дошкольного образования на дому или в
медицинских организациях определяется
нормативным правовым актом уполномоченного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации <1>.
-------------------------------
<1> Часть
6 статьи 41 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N
53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).